​Что же это такое – воскресение Христа?

Близится праздник Пасхи. В этот день в России принято приветствовать друг друга восклицанием: «Христос воскрес!» И отвечать: «Воистину воскрес!» Так, зачастую того не понимая, люди провозглашают истинность христианства, его сокровенную суть. Но было бы совсем не лишним разобраться в том, что же это такое – воскресение Иисуса Христа.

Центральное событие

Всякое учение или религия имеет некий центр, вокруг которого строится все остальное. Что же является сутью христианства, без чего теряет смысл система богословия, а живая вера перерождается в мертвую догматику? Центр христианства – вовсе не идея, не какая-то реликвия или рукопись, не тайное знание или что-либо другое. Это – личность Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. А если быть еще более точным, то одно самое главное событие Его земной жизни и служения, – воскресение Христа из мертвых. Оно свершилось на третий день после казни Иисуса на кресте. Если убрать данное событие из христианского учения, то учение теряет смысл: «А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших» (1Кор.15:17).

Откуда пришла смерть?

Невозможно понять смысл воскресения Иисуса Христа, не разобравшись в том, что такое смерть, ведь воскресают из мертвых!

Дабы воскреснуть, прежде нужно умереть. Каждый испытывает особые чувства при мысли о смерти. Смерть – нечто таинственное, неизведанное, порой страшное, но необратимое. Все мы в свое время испытаем ее на себе. И потому неудивительно, что люди постоянно пытались приподнять завесу над тайной смерти, заглянуть за грань жизни. Все религии мира учат о том, что со смертью жизнь не прекращается, что душа человека переходит в какое-то иное качество существования. Правда, трактуют они этот переход по-разному.

Библия подчеркивает: Бог, создав все сущее, смерти не творил. Нигде в первых главах книги Бытие, описывающих сотворение мира, мы не найдем упоминания о том, что Господь создал смерть. Откуда же она взялась? Смерть вошла в мир через грех, она является его следствием и «жалом». Грех и смерть неразрывно связаны: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили» (Рим.5:12).

Итак, Писание связывает грех и смерть, а потому, поняв, что есть грех, мы поймем, что такое смерть.

Что такое грех?

Грех – это отделение от Бога вследствие непослушания Его воле. Не послушались Господа Адам и Ева, нарушив запрет вкушать плоды с древа познания добра и зла. А поскольку Бог является единственным источником жизни, то отделение от Него и есть смерть. «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2:16-17). Отныне человек болел, старился, и в итоге его тело умирало: «...ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт.3:19). Душа же, в отличие от тела, не распадается, не исчезает, а претерпевает «смерть духовную», то есть отделение от Бога.

Смерть вторая

Но в конце времен произойдет некое потрясающее событие: всеобщее воскресение из мертвых. Все когда-либо жившие на земле воскреснут в своих физических телах. «...Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» (Ин.5:26:29). Будет воскресение мертвых, праведных и неправедных. После этого произойдет суд у Великого белого престола, и окажется вынесено окончательное решение – те, кто записан в Книгу жизни, унаследуют жизнь вечную, а остальные будут ввержены в озеро огненное – навечно. Это названо смертью второй: «...и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откр.20:13-15). Вот так, навсегда, окончательно и безнадежно. Воистину, это страшная участь, но она является неизбежным следствием греха. А запись в Книгу жизни происходит во время обращения к Богу в покаянии, когда человек рождается свыше, живя еще здесь, на земле.

Только осознав это, мы можем подойти к пониманию того, что есть воскресение Иисуса Христа.

Воскресение
из мертвых

Христос, будучи Богом, воплотился в человеческом теле, став полностью человеком, но при этом нисколько не лишившись божественности. И потому, единственный из всех людей, Он не имел ни одного собственного греха, был абсолютно свят и безгрешен. Это качество позволило Ему принять на Себя наказание за грехи, полагавшееся всем людям. Наказание это, как мы уже выяснили, – смерть. Свершилось оно на Голгофском кресте. Потому умер Христос, что принял на Себя в полной мере последствия греха, предназначенные грешникам.

Иисус подлинно умер, как умирают все люди. Его смерть не была иллюзией, Он не впал в летаргию, не ушел в глубокую медитацию.

Он умер и три дня провел там, где положено находиться грешникам после смерти. Это очень важный момент вероучения, и об этом Писание говорит неоднократно: «...Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал...» (1Пет.3:18-19). «Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А„восшел что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?» (Еф.4:8-9). Об этом Христос предсказывал еще во время Своего земного служения: «...Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф.12:40). Данное пророчество стало одним из главных пунктов обвинения Христа на суде: «Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего» (Инн.2:19-21).

Итак, Христос, приняв на Себя наши грехи, умер. Что же произошло потом? Произошло величайшее чудо во вселенной: смерть оказалась бессильна, потому что собственного греха Христос не имел: «...но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его» (Деян.2:24). Следствием греха является смерть, а орудием, «жалом», смерти – грех. Если нет причины, нет и следствия, смерти не за что было «уцепиться», дабы удержать Иисуса в преисподней. Христос воскрес! «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1Кор.15:55).

Уникальность воскресения Христа

В чем же уникальность воскресения Иисуса Христа? Почему именно о нем столько говорится в Новом Завете, почему оно стало центром христианского вероучения? Ведь из Библии мы видим, что и до Христа некоторые воскресали из мертвых, да и Сам Христос воскрешал умерших, например, дочь Иаира или Лазаря?

Воскресение Иисуса Христа воистину уникально. Все, воскреснувшие до Него (например, Лазарь, которого воскресил Христос, и другие), потом все равно жили в своих телах и умерли в свое время, потому что тела их еще не обрели качества бессмертия. Но Тело Христа после воскресения стало именно таким, какими будут тела праведников на Небесах, – просветленным, безгрешным, а потому – не подверженным старению и смерти, вечным. «...Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим.6:9).

Из евангельских повествований мы видим, что тело воскресшего Христа обрело уникальные качества. Например, Он мог проходить сквозь закрытые двери, именно в этом теле Он вознесся на Небо, где сейчас и пребывает. Его тело стало просветленным, нетленным, вечным.

Прекрасная надежда

Вера в это – основа основ христианства. Она – не просто догматическое знание. Воскресение Христа дает верующим в Него надежду на жизнь вечную и блаженную на Небе. Мы воскреснем в телах, подобных прославленному телу Иисуса, и будем вместе с Ним. И начинается эта вечная жизнь здесь, на земле, с момента покаяния в грехах и обращения к Богу, потому что в тот момент мы духовно возрождаемся, наш дух, мертвый по согрешениям, обретает жизнь.

Может возникнуть вопрос: почему же тогда христиане в земной жизни стареют и умирают? Потому что тела наши еще имеют смертную природу, полученную от предков как следствие первородного греха. Нам предстоит испытать на себе все тяготы борьбы со грехом и похотями, предстоит болеть, стареть и в конце концов расстаться с бренным телом, ожидая воскресения. «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою» (1Кор.15:53-54). Воскреснем мы в телах, подобных прославленному телу Иисуса Христа. «...Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1Фесс.4:13-17).

Эта прекрасная надежда дарована нам через жертвенную смерть и воскресение Иисуса Христа. Смерть побеждена, со Христом мы будем жить вечно. Возрадуемся и воскликнем вместе со всем христианским миром: «Христос воскрес! Воистину воскрес!»

Станислав Буланов

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!