Физические страдания Христа начинаются еще в Гефсиманском саду: «И находясь в борении, прилежнее молился; и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк.22:44).
Hematidrosis, или кровавый пот, – явление чрезвычайно редкое, но неоднократно засвидетельствованное документально. Когда человек находится в состоянии сильного эмоционального стресса, крошечные капилляры потовых желез могут лопаться, и тогда кровь смешивается с потом. Этот процесс вызывает сильнейшую слабость, а иногда – и шок.
Ночью Иисуса схватили и потащили к первосвященнику Каиафе, где Христос предстал перед Синедрионом. Затем стражники завязали Ему глаза и принялись глумиться, требуя, чтобы Иисус назвал, кто бьет Его; на Христа плевали, Его били по лицу...
И вот наступил следующий день. Начинается подготовка к бичеванию. С Арестованного срывают одежды и привязывают Его вытянутые вверх руки к шесту. Римский легионер делает шаг вперед. В руках у него бич – флагрум (флагеллум). Это короткий кнут, состоящий из нескольких тяжелых кожаных плетей, к концу каждой из которых крепятся два маленьких шарика, свинцовых или костяных.
Свист бича – и свирепые удары обрушиваются на плечи, спину, ноги Иисуса. Поначалу плети рассекают только кожу, потом проникают в подкожные ткани. Кровь сочится из капилляров и вен, затем начинает бить струей из мышечных артерий. Свинцовые (костяные) шарики образуют обширные кровоподтеки, которые быстро превращаются в открытые раны. Очень скоро спина превращается в сплошное кровавое месиво, с которого свисают длинные полоски кожи. Видя, что Избиваемый близок к смерти, центурион приказывает прекратить бичевание.
Иисуса, почти потерявшего сознание, отвязывают, и Он падает на каменные плиты, истекая кровью. Римские солдаты потешаются над Евреем из захолустного городка – Он возомнил Себя Царем! Они набрасывают Ему на плечи багряницу и суют в ладонь трость; для полной потехи не хватает только венца. Солдаты сооружают подобие венка из колючих ветвей, которые обычно идут на растопку, и надевают его на голову Христа, вдавливая шипы глубоко в кожу. Солдаты насмехаются над Ним, бьют Его по лицу, затем вырывают из рук трость и наносят удары по голове, отчего шипы впиваются еще глубже. Вдоволь наглумившись и устав наконец от своих кровавых забав, они срывают с Иисуса багряницу, которая уже успела пропитаться кровью и прилипнуть к спине. Это причиняет Иисусу неимоверную боль (как если бы бичевание возобновилось), и раны вновь начинают кровоточить...
Римляне возвращают Иисусу Его одежду. Затем на плечи Ему водружают тяжелую перекладину креста – патибулум, и процессия, состоящая из приговоренного к распятию Христа, двух преступников и исполнителей казни – римских солдат с центурионом во главе, медленно движется на Голгофу. Как ни старается Иисус идти прямо, после вызванного кровопотерей шока, тяжесть креста для Него невыносима. Он спотыкается и падает; грубая древесина врезается в открытые раны на плечах, Христос пытается встать – но сил уже не осталось. Тогда центурион, озабоченный тем, чтобы казнь состоялась в срок, выбирает из прохожих дюжего Симона Киринеянина и велит тому нести крест. Иисус следует за ним, обливаясь холодным, липким потом – последствие шока. Наконец путь в 600 метров из крепости Антония на Голгофу завершен. С Иисуса вновь срывают одежду, оставив лишь дозволенную евреям повязку, прикрывающую чресла.
Перед началом казни Христу предлагают вина с миррой – слабое болеутоляющее средство, – но Он отказывается пить.
Симону приказывают положить перекладину на землю. Иисуса прижимают к ней и разводят Ему руки в стороны. Легионер нащупывает углубление на запястье и быстро пронзает его огромным железным гвоздем, вколачивая поглубже в древесину, затем переходит на другую сторону и проделывает то же со вторым запястьем. Руки при этом слегка провисают, ими можно двигать. Перекладину с висящим на ней Иисусом водружают на основание креста и прибивают над ней титул. Надпись гласит: «Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мт.27:37).
Затем Ему скрещивают ноги, оставив их слегка согнутыми в коленях, и, вытянув вниз стопы, протыкают подъем каждой длинным гвоздем. Вот теперь Жертва распята.
Из-за того, что Иисус медленно оседает, перемещая вес на гвозди в руках, мучительная огненная боль пронзает пальцы, затем – руки, разрывается в мозгу – гвозди в запястьях давят на срединные нервы. Он подтягивается вверх, дабы унять усиливающуюся боль, и переносит Свой вес на пронзенные ноги. Происходит новый приступ обжигающей боли от разрыва нервов между костями предплюсны ноги.
Далее руки ослабевают, и мышцы сковывают жестокие судороги, сопровождающиеся непрерывной пульсирующей болью. Теперь Он уже не может подтянуться: мышцы грудной клетки парализованы, из-за этого не способны действовать и межреберные мышцы. Спаситель может вдохнуть воздух, но не может выдохнуть. Из последних сил Он пытается приподняться, чтобы сделать хотя бы один короткий выдох. В конце концов в легких и крови накапливается углекислота, и судороги частично утихают. Время от времени Ему ценой невероятных усилий удается подтянуться повыше и вдохнуть живительного кислорода. Именно в эти мгновенья Он и произнес те семь коротких предложений, которые записаны в Евангелиях.
Первое было обращено к римским солдатам, через жребий делившим Его одежды: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23:34). Второе – к раскаявшемуся злодею: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23:43). Третье – к охваченному ужасом и горем Иоанну, возлюбленному апостолу: «Се, Матерь твоя!» (Ин.19:26, 27). Четвертое – крик отчаяния, начало 21-го Псалма: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф.27:46).
Долгие часы этой непрекращающейся муки; судороги, от которых вот-вот разорвутся суставы; наплывы удушья; жгучая боль в исполосованной спине при движении вверх-вниз по грубому деревянному кресту.
Но и это еще не все. Начинается новое мучение: сокрушительная боль в груди, нарастающая по мере того, как перикард медленно наполняется сывороткой крови и сдавливает сердце.
Все почти кончено – потеря жидкости в тканях достигла критического уровня; сдавленное сердце последними тяжелыми толчками посылает в ткани густую, медленную кровь; истерзанные легкие отчаянно пытаются ухватить глоток воздуха; обезвоженные ткани шлют поток сигналов в мозг.…
«После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду» (Ин.19:28). Это – пятое, что Он произнес на кресте.
И снова вспомним пророческий 21-й Псалом: «Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной» (Пс.21:16).
К Его губам подносят губку, смоченную дешевым кислым вином, напитком римских легионеров. Но Он, похоже, уже не может пить: тело Его вот-вот проститься с жизнью. Ощущая смертный холод, Спаситель говорит: «Совершилось» (Ин.19:30). Да, искупление совершилось. Теперь Он может позволить Своему телу умереть. Последним немыслимым усилием Христос выпрямляет ноги, делает глубокий вдох и произносит Свои последние слова: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк.23:46).
Остальное вы знаете. Евреи попросили убрать тела распятых с крестов, чтобы их видом не осквернять субботу. Обычно распятие завершалось тем, что жертвам перебивали голени. После этого человек уже не мог подтянуться на кресте, вся тяжесть ложилась на грудные мышцы, и потому быстро наступало удушье. Солдаты так и поступили с обоими разбойниками, но, подойдя к Иисусу, увидели, что с Ним этого можно уже не делать...
Для того чтобы убедиться в Его смерти, один из легионеров ткнул копьем в пятый промежуток между ребрами, прямо в сердце, пронзив перикард. По свидетельству Иоанна, «...тотчас истекла кровь и вода» (Ин.19:34).
«Водой» здесь названа жидкость из околосердечной сумки, кровь же текла из самого сердца. Таким образом, у нас есть весьма убедительное посмертное доказательство того, что наш Господь умер не обычной при распятии смертью от удушья, но смертью от острой сердечной недостаточности.
Др. С. Трумэн Дэвис,
журнал INVICTORY