​Исторические корни праздника Пасхи

Праздник Пасхи связан с одним из важнейших событий в еврейской истории – исходом израильского народа из египетского рабства. Это произошло в 2448 году по еврейскому календарю.

Когда-то израильтяне пришли в Египет как одна семья – род Иакова, состоявший из семидесяти человек, но за 400 лет из них образовался целый народ, насчитывающий шестьсот тысяч человек. Все эти люди были рабами у египетского фараона, который жестоко истязал евреев. Господь увидел страдания и скорби Своего народа в Египте и призвал Моисея вывести израильтян из египетского рабства.

О том, как это происходило, рассказывается в Библии, в книге Исход, с 3 по 14 главы.

Египетские казни

По своему жестокосердию фараон отказался отпустить Божий народ. И потому Господь насылал на Египет, одну за другой, десять казней, пока фараон не согласился отпустить израильтян.

Первая из десяти казней египетских заключалась в том, что вода в реке превратилась в кровь (7:14-25). Несмотря на это, фараон не смягчил своего сердца, и Бог послал вторую казнь – жаб, которые покрыли всю землю (8:1-16). Но фараон все равно не отпустил народ Израиля в пустыню. Третьей казнью стало нашествие мошек на людей и на скот (8:16-19). Четвертая казнь – песьи мухи, заполнившие все (8:20: 32). Однако фараон вновь ожесточил свое сердце и не отпустил народ. Тогда Бог навел на египтян пятую, шестую и седьмую казни: моровую язву, воспаление с нарывами и град (9 глава). Восьмой и девятой казнью были нашествие саранчи и густая тьма по всей земле Египетской, которая не рассеивалась в течение трех дней. Тьма стояла столь густая, что люди не видели друг друга. У всех же израильтян в жилищах было светло. Это еще больше ожесточило сердце фараона, и не отпустил он народ Божий (10 глава).

Десятая казнь

Последней, десятой, казнью, которую Бог навел на Египет, стала смерть всех первенцев: от скота до человека. Чтобы защитить Свой народ от этой казни, Господь дал Моисею повеление, которое тот передал народу: в определенный день каждая семья должна была заколоть ягненка, приготовить его и съесть. «Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это – Пасха Господня» (Исх.12:11). А кровью того ягненка необходимо было помазать косяки дверей еврейских жилищ.

Кровь на косяках дверей стала знаком для Ангела-губителя, чтобы он, увидев ее, прошел мимо такого дома и не навредил живущим в нем: «А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши; как установление вечное празднуйте его» (Исх.12:12-14).

Что означает Пасха Господня?

Слово «Пасха» произошло от еврейского слова «Песах», что означает: «пройти мимо» или «миновать». Именно это и случилось в ту ночь, когда Ангел Господень прошел мимо домов израильтян, но поразил дома египтян. Фараону ничего не оставалось делать, как отпустить народ Божий. Так Господь вывел Свой народ из египетского рабства. Посему Он заповедал евреям помнить этот день во все века и отмечать его как один из самых главных праздников.

Израильтяне действительно исполнили поручение Господа – из года в год праздновали Пасху. Пасхального агнца семья должна была запечь и обязательно полностью съесть вечером в первый день праздника, а отец семейства рассказывал историю исхода евреев из египетского рабства.

После того, как израильтяне получили закон Божий через Моисея, они стали совершать в этот день жертвоприношения за свои грехи.

Символично, что Иисус Христос умер на кресте за наши грехи именно в Пасхальный праздник. Он пожертвовал Собой. Христос стал «жертвенным агнцем», Спасителем для людей всех времен и народов, как говорит Библия: «Пасха наша – Христос, заклан за нас» (1Кор.5:7).

Теперь людям нет необходимости приносить жертву за содеянный ими грех. Достаточно в молитве искренне попросить прощения у Господа Иисуса Христа, ведь Он взял на Себя грехи каждого из нас.

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!