​Крест – акт примирения Бога с человеком

Апостол Павел дал точное определение празднику Пасха: «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Коринф.5:7).

Распятие Иисуса Христа – это жест примирения со стороны Бога. Бог первым протянул руку человеку, несмотря на то, что человек оскорбил Творца. Господь постоянно тянется к нам, зовет нас к Себе, а мы, такие расслабленные, не торопимся откликнуться на Его зов.

Бог и человек

В Ватикане, в Сикстинской капелле, есть знаменитая фреска «Сотворение Адама», которую написал Микеланджело в начале 16-го века. На этой фреске Бог, представленный в виде человека, всем телом тянется к Адаму, Его рука протянута настолько, что Адаму стоит только палец поднять, чтобы дотронуться до нее. Однако Адам так вальяжно развалился и неохотно протянул свою руку к Богу. Таким образом художник очень наглядно показал отношение Бога к нам и наше отношение к Нему.

Подобное прослеживается и у Пастернака, который написал следующие строки в своем стихотворении «Магдалина»:

«Брошусь на землю у ног распятья,

Обомру и закушу уста.

Слишком многим руки для объятья

Ты раскинешь по концам креста».

Изощренные издевательства

Для меня крест – это место встречи беспричинной Божьей любви к человеку и такого же беспричинного зла и агрессии со стороны человека по отношению к Богу.

Давайте вспомним распятие. Очень хорошо его изобразил Мел Гибсон в фильме «Страсти Христовы». Действительно, все издевательства над Спасителем были настолько изощренными и жестокими, что вовсе не удивительно, что Христос умер раньше других распятых. Он потерял очень много крови, у Него внутренности были отбиты, по Нему топтались все кому не лень, рвали Его бороду, избивали плетьми, плевали и оскорбляли.

В книге пророка Исайи написано пророчество о Христе: «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания» (Ис.50:6). Христос переносил все очень стойко, даже не закрывал лица Своего от плевков и поруганий.

Люди, за что?

Хочется спросить у тех людей: за что? Подобную агрессию можно было бы как-то объяснить, если бы это была кровная месть, при которой у человека обостряется чувство справедливости и он не может справиться со своими эмоциями. Но как объяснить такой кратер зла, когда человеку доставляет удовольствие делать больно беззащитному, тем более безгрешному?

Филипп Янси пишет, что единственным человеком в истории, который ни за что даже не извинялся, был Иисус. Ему не за что было просить прощения, так как Он не совершил ни одного греха или плохого поступка. Однако, пожалуй, не было и такого человека в истории, которого бы так незаслуженно возненавидели, как Христа.

Люди, дорогие, мы хронически больны грехом! И нас никто не может излечить, кроме Самого Христа. Мы думаем, что зло присутствует только на войне, но посмотрите, что творится вокруг. В YouTube выкладывают ролики о проявлении насилия среди подростков, даже среди девочек, которые бьют друг друга ногами по лицу, и многое другое.

Ошеломляющий перформанс

Для примера приведу эксперимент художницы из Югославии, Марины Абрамович, который ошарашил весь мир.

Это было в 1974 году, в Неаполе. В выставочном центре она провела необычный перформанс: встала перед длинным столом, на котором были выложены 72 различных предмета: перья, спички, нож, гвозди, цепи, ложка, вино, мед, сахар, мыло, кусок торта, соль, лезвия, скальпель, спирт... Перед собой Марина поставила табличку, где было написано приблизительно следующее: «На столе 72 объекта, которые вы можете использовать по отношению ко мне, как хотите. Всю ответственность за последствия я беру на себя».

Среди многих предметов лежала роза, живой цветок. Один человек взял розу, и можно было подумать, что он подарит ее этой красивой женщине. Но тот отломил шипы, вонзил ей в тело и смотрел, как она страдает от боли.

К третьему часу перформанса вся ее одежда была изрезана, а к четвертому часу лезвия добрались и до ее кожи. Кто-то надрезал ее горло и стал пить кровь. Когда один мужчина взял пистолет, вложил в ее руку, а ее указательный палец положил на курок и принуждал, чтобы она выстрелила себе же в голову, завязалась драка.

«Сначала зрители очень хотели со мной поиграть, — вспоминает сама Абрамович. — Потом они становились все более агрессивными, это были шесть часов настоящего ужаса. Они отрезали мне волосы, втыкали в тело шипы роз, резали кожу на шее, а потом наклеили пластырь на рану. После шести часов перформанса я со слезами на глазах, голая, пошла навстречу зрителям, отчего они в буквальном смысле выбежали из комнаты, так как поняли, что я «ожила», перестала быть их игрушкой и начала управлять своим телом. Помню, придя в отель в этот вечер и посмотрев на себя в зеркало, обнаружила у себя прядь седых волос.

Я хотела показать одну вещь: это просто удивительно, насколько быстро человек может вернуться в дикое пещерное состояние, если ему позволить. Полученный мной опыт говорит о том, что, если оставлять решение за публикой, тебя могут убить» (mediator33.ru).

Обратите внимание, речь идет о людях искусства – о духовных людях, как принято называть их в мире. Это произошло не в Средневековье, а в 20 веке. Эксперимент доказал, что, когда тебе ничто не угрожает, из тебя начинает переть беспричинное зло. Ведь эта женщина никому из тех людей не сделала ничего плохого.

Любовь
побеждает зло

Божья любовь совершенно другая. Вспомните, с какой любовью Христос смотрел в глаза Иуде, когда тот поцелуем предавал Его. И в Его словах: «Друг, неужели поцелуем предаешь Меня?» – совсем не было иронии, укора, уничижения или горечи. Была лишь печаль об Иуде. Он как бы говорил: «Что же ты делаешь, глупенький? Как же ты жить с этим будешь?»

Когда Христос висел на кресте, то произнес: «Отец, прости им, ибо не знают, что творят».

Какая беспричинная, односторонняя, вечная, могущественная любовь – без повода, без логики, иррациональная – в ответ на зло, которое люди Ему причиняют!

Любовь всегда сосредоточена не на себе, а на других. Любовь постоянно отрывает взгляд от себя и смотрит на других. Любовь – это чудо, любовь – это тайна.

Голгофский крест – место встречи Божьей любви со злом человеческим и акт примирения Бога с человеком.

Не мстить за себя

Нельсон Мандела, Президент ЮАР с 1994 по 1999 годы, отсидел 27 лет в тюрьме за то, что боролся с расовой сегрегацией. Семнадцать из двадцати семи лет он провел в одиночной камере.

Уже будучи Президентом, однажды Нельсон со своими телохранителями решил зайти в маленький ресторан, чтобы поесть. Когда они сели за стол и заказали еду, Мандела заметил, что в углу ресторана обедает одинокий мужчина. Он сказал одному из своих солдат: «Позови его, пусть садится с нами, вместе пообедаем». Солдат подошел к мужчине и пригласил его. Тот сел за стол вместе с ними, но в глаза Президенту не взглянул ни разу. Руки его неестественно тряслись, он смотрел только в свою тарелку, ел и не отвечал ни на какие вопросы.

Когда с ним распрощались, телохранители спросили Нельсона Манделу: «Что с ним? Скорее всего, этот человек болен, он вел себя за столом очень странно».

Нельсон ответил: «Нет, он не болен. Мы узнали друг друга. Когда я сидел в камере-одиночке, надо мной проводили пытки. Я поначалу кричал и просил воды, потому что умирал от жажды. Этот человек регулярно приходил в мою камеру и ни разу не принес мне воды. Вместо этого он мочился на мою голову. Скорее всего, он подумал, что теперь пришло время поменяться местами. Но не в моем характере – мстить».

Мандела всегда отличался благородством и великодушием. Становится понятно, почему он получил Нобелевскую премию мира и почему ему удалось за несколько лет своего президентства решить проблему расовой сегрегации в Южной Африке.

Любовь покоряет сердца

Однако, когда я думаю об Иисусе Христе, о том, что Он сделал Своей любовью, как Он покорил разные сердца – сердца жестоких и негодных людей, последних негодяев, убийц, а также обычных порядочных людей – я понимаю: мы просто сдались перед Его любовью.

Прикоснись
к Божьей любви!

Петр когда-то тоже не мог поднять глаз перед Христом, потому что предал своего Учителя в самый решающий момент. Но Христос не стал его укорять. Он трижды спросил апостола: «Петр, любишь ли ты Меня?» На что тот ответил: «Ты знаешь, что люблю». «Паси Моих овец», – произнес Спаситель.

Иными словами, Христос сказал: «Всю эту любовь направь не на Меня. Я не хочу этой фанатичной странной любви. Я не создаю такую религию, чтобы все танцевали вокруг Меня. Если ты действительно Меня любишь, позаботься о людях, Моих овцах».

Вот такое сердце у нашего Господа Иисуса Христа. Как Ему не служить? Как Ему не поклоняться? Как Ему не подражать? Как Его не любить?

Все, кто когда-либо остановился у Голгофского креста, уже не остались прежними. Все, кто хотя бы один раз прикоснется к этой любви, изменятся навсегда!

Прикоснись и ты, дорогой друг, к этой всеобъемлющей, всепрощающей, безграничной Божьей любви!

Александр Шевченко,
пастор церкви «Дом хлеба»

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!