​Елей как библейский образ

Образ елея по важности и частоте упоминания занимает в Библии одно из ведущих мест. Давайте рассмотрим, как елей использовали в библейские времена.

Радость, исцеление, освящение

Елей – это оливковое масло, которое получается путем отжима плодов масличного дерева. Нам всем знаком этот плод, сейчас его можно купить в любом магазине. В современных Палестине и Израиле (на их территории и происходит основное действие библейского повествования) маслина – самое распространенное плодовое дерево. А оливковое масло – один из важнейших продуктов питания как в древности, так и теперь.

Однако елей использовали не только для приготовления пищи, на его основе изготовлялись благовония и притирания. Самого дорогого и почетного гостя на Ближнем Востоке в древности чествовали тем, что на голову выливали елей. Кожа и волосы при этом становились блестящими, лоснящимися, что должно было символизировать материальный избыток и радость, от которых сияет лицо. «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! [Это] – как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его; как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедал Господь благословение и жизнь на веки» (Пс. 133:1-3). Об Иисусе Христе сказано: «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Пс. 45:6-7). Одним из признаков скорби, сильной печали или покаяния был у древних евреев отказ от использования елея.

Елеем также обрабатывали в древности раны, чтобы смягчить их и снять воспаление. Вспомните, что сделал добрый самарянин для человека, избитого разбойниками: он «перевязал ему раны, возливая масло и вино» (Лк. 10:34).

Елей также является образом исцеления. В Писании неоднократно описывается, как больных мазали елеем. В Новом Завете есть специальное установление об этом: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь» (Иак. 5:14-15). Следует четко осознавать, что сам по себе елей не обладает никакой исцеляющей силой. Важен не ритуал помазания больного, даже не столь важно, кто именно совершает помазание – пресвитер, пастор или епископ. Елей лишь символизирует исцеляющее действие Бога, которое происходит по вере человека.

Еще один образ елея – освящение. В ритуалах, касающихся скинии собрания, жертвенника и храма, освящение занимало одно из важнейших мест. Это была целая процедура, включающая в себя множество элементов, но завершалась она специальным помазанием елеем. «И взял Моисей елей помазания, и помазал скинию и все, что в ней, и освятил это; и покропил им на жертвенник семь раз, и помазал жертвенник и все принадлежности его и умывальницу и подножие ее, чтобы освятить их; и возлил елей помазания на голову Аарона и помазал его, чтоб освятить его» (Лев. 8:10-12). Также и в установлении очищения от проказы помазание елеем заканчивало обряд, совершаемый священником.

Царь,
священик и пророк

Первосвященника, как мы уже упоминали, помазывали елеем в знак того, что он освящался Богом, но еще это символизировало особые полномочия и положение перед Богом.

Царей также помазывали на царство елеем. Так было с Саулом, Давидом и Соломоном. «И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его» (1 Цар. 16:13). «И взял Садок священник рог с елеем из скинии и помазал Соломона. И затрубили трубою, и весь народ восклицал: да живет царь Соломон!» (2 Цар. 1:39).

Илия помазал Елисея на пророческое служение. «Елисея же, сына Сафатова, из Авел-Мехолы помажь в пророка вместо себя» (1 Цар 19:16).

Елей поэтому символизирует особые полномочия и статус священников, царей и пророков в Израиле.

Главный образ елея

Все эти образы елея очень важны, но не они являются главными. Дух Святой – самое важное, что символизирует елей. Ведь именно перечисленные символы – исцеление, освящение, радость, избыток – относятся к действию, производимому Духом Святым. И елей напрямую в Библии связывается именно с пребыванием Духа Божьего на человеке. «И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после» (1 Цар. 16:13).

Дух Святой до пришествия Христа на эту землю действовал в мире иначе, чем теперь. Он нисходил только на священников, царей и пророков, производя особое действие, которое сопровождалось помазанием елеем, поэтому они назывались помазанниками.

Это были прообразы Иисуса Христа, Который соединил в Себе Первосвященника, Царя и Пророка. Само Его Имя – Христос – означает не что иное, как Помазанник. Так звучит в греческом написании древнееврейское слово «машиах» (от глагола машах – мазать маслом), что означает «помазанный». Христос, придя в синагогу, прочитал о Себе из книги Исайи: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Лк. 4:18-19).

В Новом Завете после служения, крестной смерти и воскресения Христа действие Духа Святого вступило в новое качество, стало более мощным и всеобъемлющим. Теперь каждый, принявший Иисуса Христа в сердце как Спасителя, получает Духа Святого, Который пребывает с человеком постоянно, совершая в нем Свое действие. «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть» (Деян 2:17).

Помазанники
Нового Завета

Помазание (особое действие Духа Святого), пребывающее на всяком христианине, наставляет и учит его. «Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» (1 Ин 2:27). Это не значит, что имеющему Святого Духа нет нужды слушать поучения наставников или не нужно учиться, здесь речь идет не об этом. Христос говорил о том, в чем будет наставлять людей Дух Святой: «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден. Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 16:7-14). Дух Святой безошибочно подскажет христианину, если в учение проникнет что-либо, принижающее славу Христа, обесценивающее Его жертву.

Теперь всякий верующий в Иисуса Христа имеет Духа Святого и, значит, имеет особые полномочия и способности, которые в Ветхом Завете были доступны только помазанникам: царям, священникам и пророкам, потому что все это производит тот же самый Дух Святой. Об этом прямо говорится в первом послании Петра: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9).

Помазание елеем означает постоянное пребывание Духа Святого в жизни верующего, его отождествление с Помазанником – Иисусом Христом. Но если в Ветхом Завете это действие производилось физически, то есть на голову особо избранного человека возливался елей, то теперь помазание следует воспринимать в духовном смысле, и оно пребывает на всяком верующем.

Итак, образ елея – это символ Духа Святого, Его радости, исцеляющей силы, утешения, назидания и освящения, которое Он дарует верующим. Христиане – новозаветные помазанники Божьи, на которых постоянно пребывает елей Духа Святого, «дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9).

Станислав Буланов

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!