Чудо случается там, где его ждут

Видели ли вы когда-нибудь, как распускаются в саду листья сирени? Вначале робкие и беззащитные, они пробиваются из набухшей клейкой почки, несмело поглядывают вокруг и, наконец, обогретые весенним солнцем, радостно открывают свои объятия миру. И даже, если куст сирени уже достаточно стар, весна неизбежно вдохнет в него дыхание жизни.

Так было и в тот памятный март 2009 года. Валентина Ивановна, вдоволь налюбовавшись своим пробуждающимся от зимней спячки садом, пошла в дом. В размеренном ритме домашних хлопот, пожилая женщина не заметила, как нечаянно зацепила огромный массивный шкаф, который стоял как-то неловко после генеральной уборки. Шкаф угрожающе покачнулся и вдруг с грохотом свалился на нее. Острая боль пронзила ногу, в глазах потемнело, и Валентина Ивановна упала на пол почти без сознания. Так как никого не было рядом, чтобы прийти на помощь, она из последних сил доползла до кровати. Как выяснилось потом, это героическое усилие чуть не оставило ее калекой навсегда.

Ваша мама не будет ходить никогда!

– Перелом шейки бедра с сильным смещением, – констатировал хирург. – Вероятно, больная после травмы передвигалась, а этого делать никак нельзя. Сколько, вы говорите, вашей маме лет? Восемьдесят пять? Ну, знаете, в ее возрасте с таким диагнозом редко выживают. Одно я знаю точно: ваша мама уже не будет ходить никогда!

– Что ж, мы забираем маму домой и будем ухаживать за ней сами. А там – на все воля Божья, – решила ее дочь Наталья.

Больной наложили специальный гипс, так называемый сапожок, который плотно фиксирует ногу, не позволяя пошевелить ни одним мускулом. В «сапожке» невозможно ни вставать, ни садиться, даже переворачиваться на бок. Наталья, дочь Валентины Ивановны, знала, что в подобном положении ее пожилой матери придется провести как минимум три месяца. А, может быть, три года?

Мамочка, я буду бороться

«Выдержит ли она? Выдержу ли я… Господи, прошу милости к моей мамочке. Исцели ее, пожалуйста, побыстрее!» – молилась Наталья, надеясь на чудо. Но к вечеру, когда Валентине Ивановне стало хуже, Наталья подумала: «Нет, она не проживет и двух недель».

Несколько лет назад ее маме сделали операцию на кишечнике, после чего естественные отправления у нее проходили напрямую через кишку, выведенную в брюшную стенку. Само по себе это приспособление очень осложняло жизнь, а теперь еще мама оказалась и прикованной к постели. Кроме того, Валентина Ивановна давно страдала астмой, а лежачее положение настолько обострило болезнь, что, казалось, очередной приступ может закончиться остановкой дыхания.

Сидя у кровати матери и с тревогой слушая ее клокочущий кашель, Наталья постепенно приходила в отчаяние. Она понимала, что возраст у мамы преклонный, что неизбежно все когда-то оказываются у последней черты, но так не хотелось расставаться с ней именно сейчас. Так не хотелось, чтобы эти милые добрые глаза, которые всегда дарили столько любви, закрылись навсегда!

«Я буду бороться, мамочка, я сделаю все, что в моих силах, – шептала Наташа сквозь слезы. – И буду уповать на Господа».

Не плачь, Наташенька!

Жизнь Валентины Ивановны выдалась долгой и насыщенной. Воевала на фронте, потом растила детей, работала на руководящих должностях. Все знали ее как доброжелательного, отзывчивого человека, готового поддержать в любую минуту. Сама Валентина Ивановна никогда не унывала и для других находила нужные и ободряющие слова. А когда пришла в христианскую церковь «Вифания» и уверовала в Иисуса Христа, то ее оптимизм навсегда обрел надежный фундамент.

И сейчас, когда испытание вновь пришло в ее жизнь, Валентина Ивановна не потеряла присутствия духа.

– Не, плачь Наташенька, – утешала она дочь, – Господь нас не оставит. Вот увидишь, все будет хорошо…

Тяжелый кашель прерывал речь пожилой женщины. Глядя на нее, бледную, измученную болезнью, можно было потерять последнюю надежду. Но в глазах самой Валентины Ивановны неугасимо светился огонек Божьей веры, который удивительным образом придавал ей силы.

приступы прекратились

Как известно, чудо случается там, где его ждут. Через несколько дней после злополучного события в дверь Валентины Ивановны тихонько постучали – это пришла Инна, христианка из церкви, возложила руки на старицу и кратко помолилась о выздоровлении. Сразу же после ее визита случилось невероятное: Валентина Ивановна задышала полной грудью. Астматические приступы прекратились!

– Благодарю, Тебя, Господи! – ликовала Наталья. Астмы она боялась даже больше, чем перелома, потому что знала, как опасна она для лежачего больного.

Дело в том, что, когда человек дышит лежа, в его бронхи и легкие попадает меньше воздуха, чем когда он находится в привычном вертикальном положении. Это приводит к застою в органах, появляется мокрота, которая плохо откашливается, повышается риск воспаления легких. А при бронхиальной астме положение страдающего человека становится чрезвычайно опасным. По статистике, каждый пятый пожилой человек, прикованный к постели из-за перелома шейки бедра, погибает от воспаления легких.

Испытание не из легких

Поразительный Божий ответ на молитву Инны буквально окрылил Наталью. Теперь все ее существо заработало на выздоровление матери. Так как, кроме нее, ухаживать за Валентиной Ивановной было некому, пришлось на долгие месяцы перестроить весь жизненный график. Наталья не оставляла свою работу в аптеке и все свободное время сидела с мамой.

Надо сказать, забота о малоподвижном больном – испытание не из легких как для того, кто ухаживает, так и для того, кто волею случая оказался лежачим. Нередко даже самые любящие люди с трудом выдерживают ежедневную, часто самую неприятную и грязную работу, связанную с уходом за страдающим родственником. Каждый, оказавшись в подобной ситуации, может легко скатиться до мелочной раздражительности, ворчания и даже впасть в депрессию. Вот почему так часто постаревшим, прикованным к постели родителям нанимают сиделку, или устраивают тех в интернаты.

Непростым оказалось это время и для Натальи. Невозможно описать, какую опустошающую усталость и безнадежность она испытывала порой. Казалось, еще один день такого напряжения – и она не выдержит, сорвется. В эти мгновения Наталья стремилась уединиться в саду для молитвы. «Господи! – молилась она. – Дай мне силы служить моей маме с любовью, укрепи меня!»

И словно чья-то невидимая рука обнимала изнемогшую женщину, в измученное сердце приходили небесный мир и покой. Бог знал, что эти страдания допущены ей во благо. Ведь те, кто несет бремя заботы о беспомощных больных, неизменно приближаются ко Христу.

Как хорошо жить!

Каждый день Наталья старалась чем-то порадовать маму. Поскольку та очень ценила свой сад, Наташа всегда приносила ей оттуда веточки деревьев или букетики цветов. Мама вдыхала весенние ароматы и счастливо улыбалась: «Как хорошо жить! Спасибо, Господи!»

Часто Наташа читала вместе с мамой Библию, пересказывала проповеди, услышанные в церкви. Духовно поддерживая Валентину Ивановну, она и сама укреплялась в вере.

Через полгода мама начала подниматься с постели, а через восемь месяцев, опровергнув все мрачные прогнозы, сделала свои первые шаги. Это было восхитительно – снова почувствовать под ногами землю, вдохнуть свежее дыхание утра. Сколько благодарных слов Богу выходило из сердец матери и дочери в те дни. Сначала, опираясь на ходунки, потом на палочку, Валентина Ивановна, словно в первый раз, осваивала навыки ходьбы. И преуспела в этом!

Оглядываясь назад, Наталья понимает, что во всех испытаниях была видна милость и помощь Божья. Трудности еще более высветили необходимость друг в друге, больше подготовили женщин к Вечности.

ценно то, через что Бог провел меня

– Тогда мне было трудно разобраться, почему так случилось именно с моей мамой, но сейчас я понимаю, как ценно то, через что Бог провел меня, – признается Наталья.

Скоро Валентине Ивановне Жаковой восемьдесят девять лет. Она редко пропускает служения в церкви, проповедует Евангелие родным, которые еще не познали Христа, и по-прежнему радует ближних своим неунывающим нравом. А в ее любимом саду все так же распускаются весной нежные листья на старой, искореженной ветрами, сирени. Жизнь снова побеждает холодную неприветливую реальность, побеждает навсегда, навечно.

Татьяна АРЧИБАСОВА

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!