Описание церквей в «Откровении» Иоанна Богослова

«Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее»

(Мф. 16:18)

Историческая обстановка во время написания «Откровения» Иоанна Богослова

Книга «Откровение» Иоанна Богослова была написана в 90-е годы I века н.э. во время правления императора Тита Флавия Домициана. В Риме процветал культ императора, в его честь строились храмы, его обожествляли, преклонялись перед ним. Сам Домициан преследовал философов, иудеев и христиан, которые не поклонялись ему.

Иоанн в те годы находился в ссылке на острове Патмос. Однажды он был вознесен в духе к Господу, где получил послания Иисуса Христа семи церквям, находящимся в Малой Асии, — римской провинции. Все это он написал в книге, которая в Библии названа «Откровение».

Церкви, которым были предназначены послания Иоанна

Эфесская церковь находилась в провинции Эфес. В этой местности были распространены оккультизм и астрология. Кроме того, в Эфесе был огромный храм Артемиды, в который стекались паломники. Апостол Павел пытался там проповедовать, но толпа приверженцев богини язычников не давала ему говорить,несколько часов подряд выкрикивала: «Велика Артемида Эфесская!» Люди доводили себя до исступления и превращались в безумцев (Деян. 19:28-32).

В христианской общине некоторая часть христиан была склонна к оккультизму и соединению христианства с язычеством. Поэтому Иисус Христос через Иоанна напомнил всем христианам Эфеса об отклонении от веры: «Итак, вспомни, откуда ты ни спал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» (Откр. 2:1-5).

Смирнская церковь основана в г. Смирна, ныне Измир. Город был красив и славился своим холмом, живописными деревьями.

Смирну многократно разрушали землетрясения, пожары, опустошали моровые язвы, войны, разоряли враги, но город все равно выжил. А его христианская община не отошла от заповедей Иисуса Христа. Многие христиане этого города были оклеветаны иудеями и преследуемы римлянами. Иисус Христос подбадривал верных, но не избавлял от грядущих неприятностей: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2:10).

Дней десять означают десять гонений при следующих императорах: Нерон — 64 г. н.э., Домициан — 91 г. н.э., Траян — 98 г. н.э., Марк Аврелий — 177 г. н.э., Аврелиан 275 г. н.э., Диоклетиан — 303 г. н.э., Максимиан — 303 г. н.э.

Пергамская церковь была расположена в г. Пергаме. В нем процветали культы Асклепия, Деметры, Диониса. А алтарь Зевса возвышался в центре города и назывался престолом сатаны. Все граждане обязаны были исповедовать государственную религию, а неучастие в имперских праздниках христиан вызывало подозрения. Ложные учителя, исходя из соображений безопасности, предлагали компромис между христианским учением и культом императора. В городе был умерщвлен глава христианской общины Антипа. Иисус Христос через Иоанна обратился к этой церкви так: «Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» (Откр. 2:13).

Иисус Христос воздал дань мужеству христиан пергамской церкви, которые впервые столкнулись с гонениями со стороны государства, но далее Иисус Христос говорил так: «Имею немного против тебя». Потому что в городе находились держащиеся учения Валаама. Валаам был месопотамским жрецом, жившим в XIII веке до Рождества Христова. Согласно Книге Чисел, он пытался укрепить союз израильтян с язычниками, склонить их к контактам с идолопоклонниками, чтобы они, потеряв чистоту своей веры, утратили Божье благословение (Чис. 22;5, 7; 25:1-3; 31:16). И с тех пор «учение Валаамово» стало выражением, обозначающим контакт с язычниками.

Церковь Фиатиры находилась в малоазийском городке рядом с Пергамом. Христианская община была изолирована от всех других церквей и легко сделалась жертвой лжепророка-женщины. Апостол называет ее Иезавелью; так же именовали финикийскую царицу, которая вышла замуж за израильского царя Ахава (в IX в. до Р.Х.) и пыталась насадить идолопоклонство в Израиле. В районе города Фиатиры было много святилищ, где поклонялись богине-матери Кибеле. Некоторые жрицы обратились в христианство, но стали вносить в церковь чуждое и ненужное, противоречащее учению, поэтому Иоанн очень строго предостерегает: «Знаю твои дела, и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых. Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное. Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась. Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих. И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим. Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени» (Откр. 2:19, 24).

Сардисская церковь заслуживала самого большого порицания. В Сардисе практиковали несколько языческих культов — поклонялись богине Артемиде, Кибеле, Деметре, Персефоне. Христиан в этом городе не трогали, христиане просто духовно спали, им было послано предупреждение: «Знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни, и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя» (Откр. 3:1-3).

Церковь в Филадельфии находилась в городе, который был построен греческими монархами-братьями и в знак их преданности назван «братолюбивым городом» — Филадельфией. Христианская община была мала, но не отступала от учения, хранила Слово Божье.«И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле. Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего. Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое» (Откр. 3:10-12).

Это послание к Филадельфийской церкви актуально в современном мире: даже малое число людей, стоящих на твердом учении, могут многое изменить.

Лаодикийская церковь находилась неподалеку от Филадельфии.

В Лаодикии не было ни гонений, ни особых притеснений, не было ни расколов, ни лжеучителей — все благополучно. Но, почувствовав благополучие, почти все христиане почивали на лаврах, богатели, впадали в самодовольство. Послание к этой церкви звучит так: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3:15-17). Иоанн таким образом говорит о бесполезности спящих христиан. Именно равнодушие, индифферентность —болото, в котором погрязает душа. Пожалуй, это — самое страшное состояние души человека, которое ведет к гибели.

***

Первые церкви, основанные апостолами, не были сообществом ангелов во плоти, в них имелись проблемы, расколы, недопонимания. Но, исходя из Откровения Иоанна Богослова, Сам Иисус Христос руководил этими церквями через ученика Иоанна. Он и сейчас не оставляет Свою Церковь, основанную много веков назад. И говорит Он к Церкви через Слово Божье — Библию, через проповеди, личные откровения и через жизненные обстоятельства.

Подготовила
Елена Петибская

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!