Привычки, от которых христианину лучше избавиться

Основная задача христианина – работать над собственным характером, чтобы с каждым днем он все больше и больше становился похожим на характер Христа. И первое, что нужно сделать на пути к таким позитивным изменениям, – это отказаться от ряда старых привычек. От каких? Давайте разбираться.

Засорять речь

Здесь поработать следует в двух направлениях. Первое – очистить свою речь от бранных слов. Недаром научное название матерных слов – инфернальная лексика (от слова inferno – ад). Проще говоря, матерные слова именуются адской лексикой и явно не должны иметь место в словарном запасе христианина. Подумайте сами, приемлема ли матерная речь в храме? Все мы понимаем, что не приемлема, она была бы святотатством, осквернением храма. А Библия утверждает, что каждый христианин – храм Бога: «Разве не знаете, что вы храм Божий?» (1Кор. 3,16). Поэтому такой храм должен оставаться чистым, свободным от всякого рода непотребной лексики.

Второе направление, в котором христианину нужно поработать в целях очищения собственной речи – это прекратить упоминать имя Господа в качестве своеобразной присказки. «Тьфу ты, Господи!»; «О, Боже!»; «Боже мой» – все это уже давно стало частью нашей речи. И всякий раз, когда произносим эти слова, мы абсолютно не думаем о Боге, не ощущаем благоговения, а используем имя Господа в совершенной суете. А ведь третья из десяти заповедей гласит: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх.20:7).

Осуждать других

Человек получает странное удовольствие от того, когда обсуждает, что другие поступили хуже, чем обычно поступает он, что эти другие оказались более слабыми/глупыми/грешными. В этот момент собственное эго человека растет. Он ощущает, что в данной ситуации оказался выше тех, других, лучше их, прекрасней.

Как не стыдно в этом признаться, но осуждать ближних, рассказывать об их пригрешениях – сладостно. Иисус Христос заповедовал с этим бороться: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы: и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф.7:1-2), – учил Он и продолжал: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза»… (Мтф. 7:3-5). Бог говорит, что единственный человек, которого тебе можно судить, – это ты сам. Но, когда осудил свой грех и раскаялся за него, нужно простить самого себя и жить без самообвинения, в свободе.

Завидовать и сравнивать

Старая русская поговорка гласит: «Пусть лучше у меня корова сдохнет, чем у соседа будет две». А кто-то верно подметил: «Зависть — это скорбь о благополучии ближнего».

И почему же нам так плохо живется, если нашему ближнему живется хорошо? Почему так неспокойно, когда кто-то добивается большего, чем мы? В Книге Притчей написано: «Зависть – гниль для костей» (Прит.14:30). Этими словами Библия четко определила природу зависти. Когда человек завидует, внутри него словно начинается медленный процесс гниения: куда-то уходит радость, появляется беспокойство, раздражительность, теряется мир. Иногда это даже сказывается на здоровье.

Одна из десяти заповедей призывает: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20:17). Вот почему смотреть на то, как живут другие, сравнивать себя с ними, находиться в состоянии постоянного соревнования – не путь христианина.

Библия учит христиан не вступать с окружающими в пустые соревнования в благополучии: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5:16-18). Слово Божье предостерегает христиан от гонки за вещами материальными и говорит: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1 Тим. 6:8). А также обещает, что если мы доверимся Господу, не станем завидовать, а будем благодарными за то, что Бог посылает, Господь не оставит нас и обеспечит всем необходимым: «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1 Пет. 5:7).

Курить и употреблять алкоголь

Говоря о привычках, которые стоит оставить человеку, ставшему христианином, нельзя не упомянуть и привычки вредные.

Наиболее «продвинутые» заявляют: в Библии, например, не сказано, что курение – это грех, так что курить якобы можно без зазрения совести. Но ведь в Библии не говорится и о том, что употреблять героин – грех, однако, наркомания и христианство – понятия несовместимые, никто не спорит. Курение, как и наркомания, вообще не упоминаются в Библии по той простой причине, что в библейские времена эти вредные «увлечения» еще не существовали. Например, табак был открыт лишь 12 октября 1492 года экспедицией Христофора Колумба.

Вредные привычки потому так и называются, что они наносят ущерб здоровью. А, как мы упоминали выше, христиане – храм Бога живого, поэтому на нас лежит ответственность заботиться о том, чтобы храм этот не разрушался.

Помимо ущерба здоровью вредные привычки наносят ущерб и воле человека, они берут личность в рабство. А Библия в Первом послании Коринфянам говорит следующее: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (6:12).

Наверняка вы видели, как курильщики со стажем, если долгое время не могут выйти подымить, начинают нервничать, еле сидят на своем месте и при первой же возможности бегом отправляются за заветной сигаретой. А все потому, что вредные привычки порабощают на самом деле. Например, многие курильщики хотели бы оставить сигареты (по данным исследователей, расстаться с этой привычкой желают 99% курящих среди тех, кому больше 30 лет), но, увы, сделать это не могут.

Достоевский в «Братьях Карамазовых» писал о курильщиках следующее: «Спрашиваю я вас: свободен ли такой человек? Я знал одного «борца за идею», который сам рассказывал мне, что, когда лишили его в тюрьме табаку, то он до того был измучен лишением сил, что чуть не пошел и не предал свою «идею», чтобы только дали ему табаку. А ведь этакой говорит: «за человечество бороться иду». Ну, куда такой пойдет, и на что он способен?»

А фразу, которую Генри Форд некогда сказал мужчинам, можно адресовать всем христианам наших дней: «Сегодняшнему миру нужны мужчины. Не такие, чей ум и воля были ослаблены или разрушены жаждой алкоголя или табака, но, наоборот, мужчины, чья ментальность не была испорчена привычками, которые зачастую бывают неконтролируемыми».

Тратить много времени на телевизор и интернет

Средний работающий россиянин просиживает у экрана телевизора либо у «экранчика» телефона-компьютера 4 часа в день (не учитывая время, которое проводится за компьютером на работе), а это – четвертая часть жизни (если исключить часы, которые расходуются на сон). О пенсионерах, домохозяйках и т.д. и говорить не стоит — эти люди зачастую весь свой день строят вокруг «голубого экрана» и дела распределяют именно так, чтобы успеть на тот фильм или не пропустить это ток-шоу. Молодежь же такой страсти к телевизору не испытывает, но лишь потому, что ее охватила страсть другая – любовь к интернету.

Само по себе телевидение — не зло, а замечательное изобретение. Но уж как-то слишком по-злому его последнее время используют, и что самое печальное: с каждым годом эта тенденция только усиливается. Современный телевизионный эфир можно охарактеризовать одним словом: непотребство. Все, что выходит за рамки морали и нравственности, является любимой темой ТВ-передач. Сейчас не модно обсуждать то, как муж с женой прожили сорок лет в браке и сохранили любовь и верность друг другу. Обсуждать будут обратное: кто из так называемых «звезд» кому и сколько раз изменил, да еще в картинках покажут, как это происходило. Так что следует хорошенько поразмыслить о том, стоит ли по собственной воле наполнять «мусором» свои глаза и уши.

Сам по себе интернет – не зло, а замечательное изобретение. Но слишком сильно он увлекает нас, забирает почти все наше свободное время, которое расходуется совершенно бездарно. Оно тратится на отслеживание ложных успехов, выходов «в свет», путешествий и приобретений друзей по социальным сетям; на чтение огромного количества совершенно ненужной информации, так называемого информационного шума, – того, что не обучает, не назидает, а просто поедает время.

Поэтому так обидно, когда христианин находит не один час в день на то, чтобы посмотреть телевизор и побродить по интернету, но жалуется, что в современном «бешеномритме» настолько трудно выделить время на ежедневное чтение Библии и молитву. Трудно ли? А что если мы пересмотрим свои приоритеты и на первое место будем ставить то, что действительно важно. Ограничим то, что пожирает наше время, и заведем прекрасную привычку ежедневно общаться с Богом, каждый день стараться изменить в себе что-то, чтобы стать еще хотя бы чуть-чуть более похожими на Христа.

Ирина Хаджебиекова

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!