Покаяние – это скорбь или радость?

Сегодня отовсюду звучит весть о спасении через веру в Иисуса Христа и о необходимости покаяния. Эта весть не нова, еще Иоанн Креститель убеждал людей: «... покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мтф. 3:2). Сам Иисус Христос говорил: «...если не покаетесь, все так же погибнете» (Луки 13:3). Апостолы ходили по странам, проповедуя покаяние и прощение грехов во имя Христа. Эта же весть звучит и сегодня.

О каком покаянии идет речь? Многие путают покаяние с угрызениями совести. Но угрызения совести – это еще не покаяние. Можно всю жизнь упрекать себя в дурных поступках и в злом слове, в темных чувствах и мыслях – и не исправиться. Угрызения совести способны превратить нашу земную жизнь в сплошной ад, но они не открывают нам Царствия Небесного. Ведь Господь пришел на землю не судить, а спасти, Он пришел не к праведным, а к грешным: «Потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим.3:23).

При покаянии к внутреннему сокрушению, к осознанию своей греховности должно прибавиться нечто другое – то, что составляет саму сердцевину покаяния, а именно – обращение к Богу суверенностью, что у Него достаточно любви к нам, чтобы простить, и силы, чтобы нас изменить. Покаяние – это тот поворот жизни, оборот мыслей, перемена сердца, которые обращают нас спиной ко греху и поворачивают лицом к Богу.

Покаяние начинается с того, что вдруг нас озаряет Дух Святой, говорит в сердце: «Куда идешь? К смерти? К правильным ли вещам ты стремишься?» Ведь написано: «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр.9:27). И когда мы ответим: «Нет, Господи, – прости, помилуй, спаси!» – и обратимся к Нему в молитве, примем Его в сердце как Господа и Спасителя, Христос нам скажет: «Я тебя прощаю! Я умер за тебя на кресте и взял на Себя все твои грехи!»

Покаяние должно начаться именно с веры в то, что все грехи, какие бы они ни были, Иисус Христос взял на Себя. Таков путь покаяния: встать перед Богом, увидеть себя не заслуживающим ни прощения, ни милости, но обернуться к Нему и сказать: «Верую, Господи, в Твою любовь». И потом в ответ на эту любовь начать новую жизнь, идти путем Христовым, все принять от руки Божией, из всего принести плод любви.

Очень важно при этом простить и ближнего своего, и врага своего, не ожидая его исправления. Сказать, подобно Христу: «Прости им, Отче, ибо не знают, что творят».Господь сказал: «Прощайте, как Отец ваш Небесный простил вам». Поэтому, если вы простите, Он в долгу не останется: простит, спасет, исправит и уже на земле даст радость небесную.

Когда мы думаем о покаянии, нам всегда представляется картина скорби, сжатого сердца, слез, какого-то неизбывного горя о том, что наше прошлое такое темное и недостойное: недостойное ни Бога, ни нас самих, ни той жизни, которая нам предложена.

Но это только одна сторона покаяния или, вернее, такие мысли должны нас посещать только одно мгновение. Затем покаянию следует расцветать в радость спасения: «Чашу спасения прииму и имя Господне призову» (Пс.115:4).

Об этом когда-то спел в своей песне Александр Барыкин (текст песни: Е.Санин):

Я на колени опускаюсь,

За все и вся себя кляня.

Я каюсь, каюсь, каюсь...

Нет грешников грешней меня.

Какого зла я не содеял?

Каким грехом не согрешил,

Смертельным для души и тела?

Сколько я жил – столько грешил...

Я каюсь, каюсь, того не зная,

может, сам,

Что, на колени опускаясь,

Я поднимаюсь к Небесам.

Божий замысел заключается в том, чтобы мы поднимались к Небесам. Без этого покаяние бесплодно, без этого оно превращается в раскаяние, которое убивает жизненную силу в человеке вместо того, чтобы его обновлять.

Когда в результате углубленного размышления над собой, над Евангелием и над путями Божиими мы оказываемся перед лицом своего греха, своей неверности самому высокому нашему призванию, конечно, вонзается в сердце острая боль, глубокий стыд о том, что мы так далеки от того, чем могли бы быть, так непохожи на то, что задумывал Бог, когда нас творил. Но это должно служить лишь побуждением к тому, чтобы начать жить по-новому, говоря самим себе: «Итак, кто во Христе, [тот] новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2Кор.5:17).

Это и есть полное покаяние, новая жизнь, обновленность, рождение свыше, начало вечной жизни, пришедшей в силе Божьей.

По книге Андрея Блума
«Радость покаяния»

Хочешь получать «Христианскую газету» по почте? Подписывайся!